Поиск по этому блогу

суббота, 7 января 2017 г.

Краеведение на страницах газеты "Золотое кольцо". 7 января 1991 г.

“Друг детей. Художница Елизавета Бём (1843-1914)”. Статья Галины Федюк, опубликованная в номере “Золотого кольца” от 7 января 1992 г. была посвящена творчеству замечательной женщины-художника, одной из создательниц нового образа русского изобразительного искусства.
Елизавета Меркурьевна Бём, в девичестве Эндаурова, родилась 12 февраля 1843 г. в Петербурге. Детство до 1857 г. провела в имении Щепцого Пошехонского уезда, где сделала первые шаги в рисовании. В 1864 г. закончила обучение в рисовальной школе, а в 1867 г. вышла замуж за Людвига Францевича Бём, талантливого скрипача и преподавателя.
На 1870-е гг. приходится становление Елизавета Бём как художника. Работы этого периода исполнены в технике литографии. В 1872 г. вышли её рисунки к поэме Н. А. Некрасова “Мороз Красный нос”. С 1875 г. Елизавета Бём начала издавать свои первые силуэты, исполненные в техники литографии, над которыми она много работала в предшествующие годы. Одними из самых популярных стали силуэты к “Народной сказке о репке”, первое издание которых вышло в 1881 г. С 1880-х гг. и до конца жизни Елизавета Бём регулярно работала в различных журналах – “Нива”, “Игрушечка”, “Малютка”, “Маяк”. Всего за 1875-1895 гг. художница исполнила и перенесла на литографический камень 14 самостоятельных серий.  10 января 1896 г. в зале Императорского Общества поощрения художеств на выставке картин И. Айвазовского праздновался творческий юбилей Елизаветы Меркурьевны Бём – 25 лет с момента получения большой серебряной поощрительной медали Академии художеств и 20 со времени издания первой серии силуэтов. На юбилее присутствовало много известных художников – ректор Академии Маковский, проф. Куинджи, Репин, писатели А. Д. Боборыкин, Д. В. Григорович и многие другие.
Славу Елизавете Бём принесли небольшие сценки в русском стиле. Особенно важной и желанной работой стала “Азбука”- серия из тридцати акварелей, иллюстрирующий русский алфавит. Она была издана в 1913-1914 гг. в Париже в пяти выпусках, при жизни художницы вышло только три. Большое место в её творчестве занимали работы для открытых писем. За 16 лет Елизавета Меркурьевна создала более 300 оригинальных композиций для открыток, объединённых в серии “Русские богатыри”, “Времена года - загадки”, “Народы России” и другие.
Уже в начале XX в. появились подражатели стилю Елизаветы Бём, многие её композиции использовались в кустарном производстве. “Бёмовский стиль” распространился повсеместно.
Чапкина-Руга С. А. Русский стиль Елизаветы Бём. Москва, 2007. 533 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий